Cheap flights Всемирный круиз » Современные технологии туристического образования

В настоящее время результат образования в сфере туризма во многом определяется технологией. Технология — это основной фактор качества образования, который отражает основные свойства комплекса, формирующего знания, умения, личность профессионала, его культурный и практический опыт. Сегодня наблюдаются процессы активной технологической диверсификации образования в сфере туризма.

Ключевые слова: визуальная технология, ценностные ориентации, профессиональное образование.

Современные тенденции развития высшего профессионального образования требуют принципиально новых подходов к формированию его технологий. Особенно это касается такой сравнительно новой специальности и направления подготовки как туризм.

Главным из них является переход от прежней схемы предметно-информационного типа образования к образованию профессионально-деловому, от образования констатирующего к образованию опережающему, от образования репродуктивного к образованию креативному, направленному на повышение профессионализации специальной подготовки. Вышеуказанный подход анализируют в своих работах такие авторы как Э.М. Коротков, Т.И. Шамова, Р.А. Фатхутдинов [1, 2, 3].

Такая задача ставит принципиально новые проблемы в технологии туристического образования и позволяет не просто давать выпускникам набор знаний, умений и навыков, а формировать профессиональное мышление, основанное на понимании отличительных особенностей туристической деятельности. Целью исследования является анализ сосременных технологий туристического образования.

Можно сформулировать ряд принципов построения современных технологий образования:

1. Ценностная ориентация знаний. Образование должно быть не передачей информации, а мотивированием интеллекта. Полученные знания должны оформляться и преобразовываться в профессиональное сознание.

2. Неформальность образования. Принцип определяет воздействие образования на развитие индивидуальности и творческого мышления студента через его способности, интересы, отношение к профессии, процессу обучения, отношения к вузу и преподавателям.

3. Регулирование качества образования. В процессе обучения не следует ограничиваться только проверкой полученных студентами знаний, умений и навыков. Контролирование качества предполагает многокритериальную оценку последовательного формирования профессионализма: характер знаний, тип мышления, целевые установки, развитие творческого потенциала и др.

В технологии туристического образования целесообразно выделить следующие основные характеристики:

1. Цель и результат образования. Стратегия образования.

2. Общий объем знаний и практических навыков.

3. Структура и соотношение знаний по областям, ролевой нагрузке, функциональной определенности, методологической особенности.

4. Комплекс учебных дисциплин, реализующих объемные и структурные характеристики знаний (дифференциация и интеграция в презентации знаний).

5. Объемные характеристики дисциплин (мелкие, крупные, средние).

6. Параллельно-последовательное сопряжение дисциплин.

7. Распределение времени в образовательной программе (аудиторное, консультационное, самостоятельной работы, индивидуальной работы с преподавателем и пр.).

8. Процессуальное разнообразие методических средств и приемов освоения знаний и навыков.

9. Ритмичность и интенсивность образовательного процесса.

10. Контроль качества образования: поэтапное распределение методов и видов.

11. Индивидуально-квалификационное сочетание преподавателей: принцип команды.

12.Использование технических средств образования (визуализация, компьютерные программы, видеофильмы и пр.).

13. Мотивационная нагрузка процесса образования, устойчивость мотиваций.

14. Индивидуализация использования времени. Выбор дисциплин, форм заданий.

15. Непрерывность образовательного процесса.

Сегодня технологии туристического образования находятся в стадии бурного развития. Этому способствуют и этого требуют условия рыночной экономики, использование компьютерной техники, изменение цели образования и многое другое.

Развитие технологий образования предполагает не только обеспечение непрерывности образовательного процесса как в вузе, так и в практической деятельности в форме самообразования, но главное трансформацию знаний в новое качество профессионального и общественного сознания. Изменения в технологиях образования происходят в следующих их характеристиках:

- сочетание видов аудиторных занятий;

- последовательность дисциплин, рассчитанная по критериям достижения необходимого результата образовательного процесса;

- точки, моменты, частотность, формы и методы контроля формирования профессионализма;

- обеспечение определенного статуса дисциплин и технологических особенностей ее презентации;

- совершенствование методов образования.

При этом можно выделить ряд факторов, определяющих динамику технологических особенностей образовательного процесса:

1. Уровни, виды и формы образования, состав и продолжительность циклов дисциплин, предусмотренных Государственным стандартом. Определяют основу и ограничения технологий образования, нормативную базу их использования.

2. Дифференциация дисциплин учебного плана, их объемные характеристики, содержание, методические особенности.

3. Статус и роль дисциплины в формировании профессионального сознания, этапами которого являются общекультурный уровень, методологический, общепрофессиональный, специальный и функционально-ориентированный.

4. Трудоемкость образовательного процесса. Малая недельная нагрузка при плохой организации самостоятельной работы снижает качество образования. Непомерная загрузка студента и преподавателя ведет к поиску облегченных, поверхностных вариантов образовательной деятельности.

5. Потребность в ритмичности образовательного процесса. Проявляется в распределении нагрузок, форм занятий, периодичности контроля, видов учебных дисциплин, объемов самостоятельной работы.

6. Социально-психологические установки на достижение определенного результата, общая цель образования. Характеризуют мотивационную основу образовательного процесса, заинтересованность в использовании тех или иных приемов обучения.

7. Методические возможности использования различных технологий образования — компьютерных, групповых действий, и т. д.

Оценивая сложившиеся схемы и новые потребности, можно составить перечень технологий, наиболее часто встречающихся в современном туристическом образовании.

1. Технологии презентации знаний. Главная задача — дать знания. Не отражает современные приоритеты — научить учиться, воспитать необходимые профессиональные качества, навыки групповой работы. Это простейшая технологическая схема, изживающая себя даже в заочном и дистанционном образовании.

2. Технология обогащения получаемых знаний навыками практической деятельности. Здесь все знания и по содержанию, и по методикам подчинены навыкам решения типовых практических задач.

3. Технологии фундаментализации образования, развития стратегического мышления, навыков анализа и исследования проблем, выбора вариантов деятельности.

4. Технологии самообразования. Ориентированы на развитие навыков самообразования, формирование установок на непрерывное образование, его продолжение и после окончания вуза. Это технологии приоритета самостоятельной работы.

5. Технологии интенсивного тренинга, худшим вариантом которых является «натаскивание» для успешной сдачи экзамена. Проверка остаточных знаний, ориентирует как раз на такие технологии. Знания не могут быть остаточными, они должны трансформироваться в новое.

6. Технологии предметно-информационного образования, предметной профессионализации, профессионально-делового и целевого образования. Первая предполагает схему ограниченного технологического процесса, получение знаний о предмете и ограниченного предметом, вторая — деловую активность в определенной области деятельности, третья — возможности поиска будущего и траекторию карьеры в широком диапазоне деятельности.

7. Технологии широкопрофильного, профессионального образования. Наиболее заметно они представлены в подготовке бакалавров и магистров.

Разнообразие технологических схем проявляется и в их дифференциации по использованию различных методических приемов и организации учебного процесса.

1. Технологии социально-психологического приоритета. В них главное внимание уделяется личности преподавателя, проявлению его индивидуальности, определенной свободе в приемах методической работы, воспитательной деятельности.

2. Технологии жестких организационных ограничений всего учебного процесса. Это технологии обязательной типичности, детальной регламентации, повышенных дисциплинарных требований, усиленного контроля.

3. Технологии адаптивного типа. Допускают корректировку обучения по стилю, сложности, использованию современных методик и методов обучения, учета особенностей учебной группы и группы преподавателей.

4. Технократические технологии, при которых преувеличивается роль техники относительно человека.

5. Технология креативного образования построена на развитии творческого потенциала личности, его способностей к неординарному мышлению, развитию самостоятельности.

Таким образом, в используемых вузами технологических схемах сочетаются в той или иной мере типологические черты различных технологий. В этом проявляется технологическая диверсификация образования.

Однако при выборе соответствующих технологий туристического образования главное значение имеет понимание того, что центральной фигурой образовательного процесса должен быть студент — его мотивы, устремления, образовательные потребности и цели, его способности, его мироощущение, его возможности с помощью преподавателя выбирать в определенных пределах содержание и технологии образования, и формы, и сроки и др.

Оставить комментарий

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>